Системы управления веб-контентом (CMS)
Система управления веб-содержимым (Web Content Management System или WCMS) — программный комплекс, предоставляющий функции создания, редактирования, контроля и организации веб-страниц. WCMS часто используются для создания блогов, личных страниц и интернет-магазинов и нацелены на пользователей, мало знакомых с программированием.
В зависимости от уровня сложности, системы управления контентом можно разделить на три группы:
- первая группа — это статическая веб-страница, которую, как правило, делает ИТ-специалист, а затем, при необходимости, он же и вносит туда изменения;
- ко второй группе следует отнести сайты, на которых администратор может самостоятельно изменять содержание, но не его структуру и дизайн;
- к третьей группе относятся системы, позволяющие администратору вносить изменения в структуру сайта, добавлять и удалять разделы в рамках дизайна и навигации.
Типовые функции управления веб-сайтом
Разработка контента
Разработка контента является одним из ключевых компонентов всей системы. Именно здесь начинается жизненный цикл любого материала публикуемого на сайте. На этом этапе происходит создание, редактирование и утверждение контента, а роль системы заключается в автоматизации этих процессов. Задача поддержки совместной работы авторов, редакторов, программистов и менеджеров полностью перекладывается на систему. Эта задача осуществляется благодаря разделению контента и дизайна. Все компоненты сайта, включая шаблоны и наполнение, хранятся в определенных местах хранилища данных. Система же автоматически обращается в нужные места хранилища, позволяя множеству пользователей, даже не являющихся техническими специалистами, работать над подготовкой контента к публикации, включая проверку его достоверности.
Управление сайтом
На этом уровне происходит разработка самого сайта, предварительный просмотр и публикация подготовленного контента. Здесь разрабатывается внешний вид, подготавливаются шаблоны, распределяются роли пользователей и классификация необходимой бизнес-информации (например, товары, цены). Важными компонентами этого уровня являются службы поддерживающие своевременность поступления необходимого контента.
Доставка контента
Когда сайт полностью подготовлен к публикации, необходимы средства для динамического формирования Web-страниц в зависимости от вида конкретных пользователей. В этой связи, одним из важных компонентом данного этапа является персонализация или распределение профилей, чтобы каждый пользователь получал только ту информацию, которая соответствует его роли.
Добавление и изменение информации на сайте
Для того, чтобы из панели управления сайта перейти к его редактированию, необходимо нажать на вкладку «Перейти на сайт» или на кнопку «Редактировать сайт» на вкладке «Главная».
Вверху открывшейся страницы отображается серая панель редактирования.
Панель управления — нажав на данную кнопку, вы перейдете в панель управления вашего сайта.
Редактировать(F2) — нажав на данную кнопку, вы переходите в режим редактирования.
Все области, доступные для редактирования, обведены пунктиром и подсвечены цветом.
Изменение структуры сайта
Как правило, изменить адреса страниц сайта необходимо в следующих случаях:
- смена структуры;
- внедрение человеко-понятных URL (ЧПУ-адресов);
- изменение или обновление CMS.
Простое создание новой страницы не будет решением ситуации: индексирующий робот будет воспринимать страницу по старому и новому адресу как две отдельных страницы, которые будут индексироваться и отображаться по запросам независимо друг от друга. Чтобы в результатах поиска смена адреса страницы произошла корректно, рекомендуем следующее:
- Настройте со старого адреса страницы перенаправление на новый (301 серверный редирект). В этом случае робот индексирует цель перенаправления и удаляет из поиска ранее известные ему страницы. По мере обхода сайта роботом в результатах поиска появляются новые документы. При необходимости можно использовать цепочку редиректов: индексироваться и участвовать в поиске будет конечная цель перенаправления. Проверить индексирование страницы можно в разделе «Статистика обхода» -> «Яндекс.Вебмастера».
- Проверьте, что новый адрес страницы доступен для робота, сервер отвечает кодом 200 ОК и отдает контент. Сделать это можно с помощью инструмента «Яндекс.Вебмастера» -> «Проверка ответа сервера». Также убедитесь, что наиболее важные страницы не запрещены для индексирования в файле «robots.txt» с помощью инструмента «Анализ robots.txt».
- Если какие-то определенные страницы уже отсутствуют на сайте, однако тематика сайта не изменилась и на нем можно найти схожие товары (фильмы, статьи и т. д.), настройте редирект c HTTP-кодом 301 на главную страницу соответствующего раздела или в раздел со схожей тематикой. Если вместе со структурой сайта меняется его тематика, необходимо настроить сервер таким образом, чтобы прежние страницы отдавали в заголовке код HTTP-404. В этом случае старые страницы будут удалены из выдачи после их переобхода роботом. Чтобы ускорить удаление несуществующих разделов или типов страниц, можно указать в файле «robots.txt» запрет на их индексирование.
- Ускорить индексирование новых страниц поможет инструмент «Переобход страниц». Отправленные на переобход страницы смогут попасть в поиск в течение двух недель. Старые страницы с перенаправлением также можно отправить на переобход. Это поможет роботу быстрее отследить установленный на них редирект и исключить из поиска (так же в течение двух недель). Рекомендуем ознакомиться с нашими общими советами по индексированию.
- Добавьте новые страницы в файл «Sitemap» сайта или создайте новый файл Sitemap, в котором будут указаны ссылки на страницы по новым адресам. Чтобы сообщить Яндексу о внесенных изменениях, перейдите в раздел «Файлы» -> «Sitemap» -> «Яндекс.Вебмастера», а затем:
- отправьте на переобход измененный файл Sitemap — для этого нажмите значок напротив нужного файла;
- загрузите новый файл Sitemap.
- Проверьте, что в меню навигации сайта уже указаны новые адреса. В разделе «Яндекс.Вебмастера» -> «Внешние ссылки» вы можете увидеть, какие сторонние ресурсы ссылаются на старые страницы сайта. По возможности попросите владельцев этих ресурсов изменить адреса ссылок на актуальные.
Изменение дизайна сайта
Мелкие изменения дизайна – WordPress кастомайзер
Если вы хотите что-то изменить в вашем дизайне сайта, то первый инструмент для этого – это стандартный WordPress-кастомайзер
Вот несколько стандартных секций в WordPress-кастомайзере, которые можно изменить во многих темах:
- Идентификационная информация сайта. Здесь вы можете изменять такие вещи, как название сайта, а также добавить логотип сайта.
- Цвета/цветовые схемы. Понятно, что здесь можно менять цвет разных частей вашего сайта.
- Изображение «шапки». Здесь вы можете управлять расположением и размером вашего изображения в «шапке».
- Статичная домашняя страница. Здесь вы можете выбрать страницу, которая станет домашней страницей вашего сайта.
Мелкие изменения дизайна – плагины, решающие проблемы дизайна
Если WP-кастомайзер не помог решить вашу проблему, то возможно, вам пригодятся плагины-помощники. Например, для изменения цветов вашей темы вы можете использовать плагин Theme Tweaker.
Если же вы не можете изменить изображение в «шапке» вашей темы, или вы хотите изменить это изображение только для некоторых страниц/категорий, то вам пригодится плагин Unique Headers.
Мелкие изменения дизайна – конструкторы страниц
Используя конструктор страниц, вы можете создать страницу с множеством колонок, даже если тема поддерживает только использование одной. Также можно использовать различные шаблоны для построения сложных страниц. Правда, иногда бывает сложно потом уже отказаться от использования какого-либо композера, потому что он хранит информацию вне базы данных WordPress.
Средние изменения дизайна – изменяем CSS
HTML и CSS формируют сайт таким, как мы его видим. HTML – это основа, а CSS – то, что придает сайту завершенный вид.
Для изменения CSS можно использовать плагин Simple Custom CSS или CSS Editor, который является частью Jetpack.
Перво-наперво, вам необходимо почерпнуть базовую информацию о том, что такое HTML/CSS, узнать, как это работает, как найти класс или элемент, который вы хотите изменить. Чтобы например, в Хроме подсветить область, которую вы хотите просмотреть, нажмите на правую кнопку мыши, а потом на «Посмотреть код». В нашем примере мы рассмотрим HTML и CSS, присущие заголовку записи.
Так же вам обязательно нужно обращать внимание на медиа-запросы в CSS. Медиа-запрос – это функция в CSS, которая нужна, чтоб применить или отключить зависимость от таких вещей, как размер монитора.
Крупные изменения дизайна – используем дочернюю тему
Использование дочерней темы еще один популярный способ для продвинутых пользователей. Даже если вы обновите вашу тему, то внесенные ранее изменения никуда не пропадут.
В ряде случаев сначала вам понадобиться установить сайт локально на ваш компьютер, а затем очень желательно заранее запастись знаниями о том, как работать с дочерними темами. Единственный минус этого способа заключается в том, что вам придется потратить свое драгоценное время на некоторое обучение
Возможность использования шаблонных типов данных
Шаблоны — средство языка C++, предназначенное для кодирования обобщённых алгоритмов, без привязки к некоторым параметрам (например, типам данных, размерам буферов, значениям по умолчанию).
В C++ возможно создание шаблонов функций и классов.
Шаблоны позволяют создавать параметризованные классы и функции. Параметром может быть любой тип или значение одного из допустимых типов (целое число, enum, указатель на любой объект с глобально доступным именем, ссылка).
Хотя шаблоны предоставляют краткую форму записи участка кода, на самом деле их использование не сокращает исполняемый код, так как для каждого набора параметров компилятор создаёт отдельный экземпляр функции или класса. Как следствие, исчезает возможность совместного использования скомпилированного кода в рамках разделяемых библиотек.
Регистрация и аутентификация пользователей
Регистрация — это процесс сообщения сайту своих данные для получения доступа к полному функционалу сайта, будь то дополнительные возможности или доступ к ресурсам, которые не могут просматривать или загружать неавторизированные пользователи. Регистрация не может существовать без авторизации. Таким образом, регистрация — способ получения возможности входа на сайт.
Аутентификация — процедура проверки подлинности данных и субъектов информационного взаимодействия исключительно на основе внутренней структуры самих данных.
Когда зарегистрированный пользователь входит в систему, система должна проверить его имя и пароль на соответствие друг другу. Когда пользователь запрашивает некоторые данные, сервер должен определить, давать ли ему эти данные. Общение пользователя с сервером может включать в себя передачу целого ряда различного вида данных, которые пользователь получает в несколько приемов. Т.е. возникает проблема хранения информации о том, что пользователь вошел в систему. Эту информацию можно хранить в cookie-файлах на компьютере пользователя.
Персонализация
Персонализация — это способ презентации контента на сайте, позволяющий подстроиться под особенности характера клиента
Географическое расположение
Некоторые компании предлагают выбрать магазин в определенной местности, некоторые даже размещают карту проезда и схему этажей, что позволяет покупателю сделать окончательный выбор — совершить покупку онлайн или оффлайн. Некоторые же идут дальше и персонализируют сайт по языку, в зависимости от страны поиска (Home Depot, Lowes, Farm and Fleet, Canadian Tire).
Ключевые слова
Вам наверняка не раз приходилось теряться в огромном объеме информации, предложенной на сайте. Это именно то, от чего избавляет персонализация по ключевым словам. Представьте себе, вы заходите в Гугл, набираете в поисковом окне “антивирус” и тут же получаете ссылку на Avast. Что же произошло? Система не только распознала, что вы ищете антивирус, но и поняла, что вы используете именно устройство от Мас. Согласитесь, это существенно повысит уровень доверия к вашему сайту и привлечет массу клиентов.
История покупок
Чтобы заставить покупателя не только единовременно совершить покупку, но и вернуться, необходимо четко знать, какая аудитория в какой момент склонна менять свои решения и кому и когда лучше предоставить скидку, а кто и без этого готов к покупке. Компания Wayfair справилась с этой задачей следующим образом. Когда покупатели приходят к ним на сайт впервые — они получают скидку, и все благодаря особенностям cookies, которые помогают распознать покупателя как новичка или завсегдатая, и, в зависимости от этого, определить размер скидки и решить предоставлять ли скидку вообще.
История поиска
Запуск «Калининграда» ознаменовал новый шаг в развитии персонализированного поиска — выдача теперь строится на основании поисковой истории пользователя, что делает ее по-настоящему уникальной
В случае с Яндексом алгоритм принимает во внимание несколько факторов при формировании персонализированных поисковых результатов. Чем выше поисковая активность пользователя, тем индивидуальнее будет выдача. В приведенном ниже примере видно, что как по одному и тому же запросу меняются поисковые результаты в зависимости от предыдущей поисковой активности пользователя. Если же у Яндекса недостаточно такой информации, персонализация не включается.
Персонализация, построенная на поисковом поведении пользователя, — итеративный процесс, т.к. как только измениться поисковая модель пользователя, это отразится на результатах выдачи.